Протоиерей Олег Стеняев: Крестные младенца должны проходить катехизацию
"Необходимо не только готовить к Крещению взрослых людей, но и в случае
крещения младенцев необходимо, чтобы подобные занятия проходили
предполагаемые крестные, потому что функция крестного – это воспитание
ребенка в православном духе. Поэтому будет очень разумно, если эта
практика распространится и на крестных младенцев, функция которых
заключена в духовном наставлении младенца, как в Писании сказано: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится"
(Притч. 22: 6)", – заявил в интервью "Русской линии" известный
московский пастырь, руководитель Центра реабилитации жертв
нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев,
комментируя решение общего собрания духовенства Екатеринбургской
епархии об обязательной длительной подготовке к таинству Крещения.
Как сообщает "ИА Екатеринбургской епархии",
по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского
Викентия Крещение во всех уральских храмах должно совершаться только
после специальной подготовки крещаемого: цикла огласительных бесед,
групповых занятий или индивидуальных бесед со священником или
катехизатором. Человек, решивший креститься, должен к принятию Таинства
усердно готовиться: читать Священное Писание, изучать Символ Веры,
принять в сердце Заповеди Божьи и Благую Весть Господа нашего Иисуса
Христа, приобретать опыт молитвы как личный, так и на богослужениях в
храмах.
На епархиальном собрании священству был представлен и роздан основной
документ для организации подготовки ко Крещению на всех приходах
Екатеринбургской епархии: "Краткое изложение основных принципов
подготовки мирян ко крещению". Этот документ был разработан
Миссионерским и Катехизаторским отделом по благословению правящего
архиерея с целью упорядочить процесс катехизации в приходах нашей
епархии. В этом документе изложены основные понятия и принципы
катехизации, а также предложен комплекс из 12 огласительных бесед с
желающими креститься.
Предложение длительного оглашения и комплекса 12 бесед, вызвали горячий
интерес и полемику среди священников. Звучали как мнения в поддержку,
так и сомнения в обоснованности длительного оглашения в сельских и
деревенских приходах. После обмена мнениями собрание во главе с
владыкой Викентием пришло к решению взять за основу предлагаемую
концепцию и комплекс из 12 бесед. В связи с этим будет издан циркуляр,
предписывающий всем священникам Екатеринбургской епархии проводить
обязательное длительное оглашение по предложенной программе. Если
священник не может осуществить длительное оглашение, то необходимо или
подготовить себе помощника – катехизатора, или направлять желающих
крестится на Огласительные беседы в другой храм, где они проходят.
За неисполнение данного предписания на священников может быть наложено правящим архиереем прещение.
На общеепархиальном собрании также было принято решение о специальной
подготовке катехизаторов для благочиннических округов, с дальнейшим
созданием филиалов Училища для катехизаторов на местах для более
полноценной и массовой подготовки катехизаторов – помошников
священников в проведении огласительных бесед. Также необходимо создать
методическое пособие для катехизаторов по подготовке к таинству
Крещения. По благословению владыки создана рабочая группа по подготовке
такого пособия, ее возглавил руководитель Молодежного и Миссионерского
отделов Екатеринбургской епархии священник Александр Сандырев.
"Например, в своей практике, – продолжил свой комментарий протоиерей
Олег Стеняев, – я провожу три занятия для людей, которые готовятся к
Венчанию. Мне кажется, что каждое Таинство должно предваряться
разъяснениями, чтобы человек хотя бы имел представление о том, что это
такое. В данном вопросе надо действовать на уровне благочиния.
Например, в благочинии может быть один храм, где людей будут готовить к
Крещению, где будут проводить занятия для людей, которые готовятся к
Таинству Венчания, после такой подготовки люди возвращаются в тот храм,
куда они обратились за тем, чтобы совершили это Таинство".
"Есть мнение о том, что желательно крестить только взрослых людей,
способных осознавать весь смысл Крещения. Но в данном случае есть
опасность, что человек может не дожить до зрелого возраста,
скончавшись, не приняв Крещения. В древней Церкви Крещение совершалось
как над взрослыми, так и над детьми. В Писании есть выражение –
крестился он и дом его – например, в случае с Корнилием- Сотником.
"Дом" в тогдашнем понимании – это не просто все родные и близкие, но
плюс рабы, их дети. Детокрещение – это древняя традиция, которая
проистекает из иудейского обряда обрезывать младенцев на восьмой день
по рождению. В Послании к Колоссянам Апостол Павел проводит прямую
параллель между обрезанием и Крещением. Он пишет: "В Нем (Во Христе. – РЛ) вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым"
(Кол.2:11). Но, с другой стороны, уже Тертуллиан, который, кстати, был
противником детокрещения, в своей работе о Крещении указывает на то,
что многие крестят детей. Тогда это был весьма распространенный обычай,
обряд, связанный как раз с ветхозаветной традицией принимать в общину
Израиля детей, начиная с восьмидневного возраста", – отметил отец Олег.
Он напомнил, что "в ветхозаветные времена в Ветхозаветной Церкви дети
могли быть обрезаны, а обрезание давало им возможность приступать к
пасхальной трапезе. Сказано: "Никакой необрезанный не должен есть от нее"
(Исх. 12:48). Точно также по этой аналогии крещеный младенец может быть
причастником Тела и Крови Иисуса Христа". "Не совсем верно утверждать,
что, поскольку ребенок не имеет личных грехов, поэтому Крещение ему не
нужно. Потому что в Писании сказано, что человек зачат в беззаконии, во
грехе мать родила его. Бог, наказывая народ, всегда наказывал и
взрослых, и детей. Исходя из этого, Церковь единогласно утвердила
правило, что все-таки детей крестить надо, поскольку только Крещение
дает ребенку возможность приобщиться к благодати Христовой. В Писании
так и говорится: чтобы быть христианином, надо веровать и креститься. А
за ребенка веровать должны родители. Но здесь тогда возникает вопрос: а
как можно обязать веровать за другого человека? В Евангелии есть много
ответов на этот вопрос. Например, по вере сотника был исцелен его
слуга. Или когда друзья принесли расслабленного на постели и через
крышу опустили его к ногам Господа, то Иисус Христос, видя веру их,
сказал расслабленному: "Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои"
(Мф. 9:2). Так и в ситуации с крещением младенца возникает вопрос
относительно крестных: а верующие ли они сами. Поэтому при крещении
младенца крестные также должны проходить собеседование, как и взрослые,
которые крестятся", – заключил протоиерей Олег Стеняев.
Русская линия